Как, где и зачем нужно патентовать изобретения?
Дата публикации: 28.03.2016
Можно ли считать инновацию таковой, если на нее не оформлен патент? Нужен ли патент для новой разработки, если она не выводится на рынок? Зачем проводить патентную разведку перед началом научных исследований? В каких случаях необходимо покупать лицензии на патент? Отсутствие знаний об институте патентования может привести ученого к обвинению в плагиате, а начинающего бизнесмена – к краху его предприятия. О том, почему разработчикам и стартаперам так важно разбираться в тонкостях этого социального института и какие возможности в области защиты интеллектуальной собственности есть в Университете ИТМО, рассказывают эксперты вуза.
Зачем нужен патент
На заре человеческого изобретательства никто не думал о том, чтобы заявить о своих правах, например, на колесо. Самой технологией колеса и его свойствами пользовались и пользуются все. Но, когда его можно модифицировать и сделать более функциональным, например добавить шипы на его поверхность для применения зимой, начинается конкуренция. Продавец-изобретатель улучшенного колеса может получить больше клиентов, и ему совсем не хочется, чтобы его идею использовал конкурент, зарабатывая на ней. Во-первых, это невыгодно, а во-вторых, просто обидно за потраченные на изобретение усилия. Именно для того, чтобы защитить исключительное право автора получать прибыль от своей идеи, и придумали институт патентования.
Получение патента означает, что никто больше не может использовать запатентованную технологию до истечения срока действия патента без покупки лицензии. Патентование – это действенный инструмент рыночной экономики, который необходим в первую очередь для коммерциализации разработки.
«Очень многие сейчас, однако, изобретают что-то и получают патент ради патента. Получили красивый документ, зарегистрировались в патентных базах, а что дальше – непонятно. Зачем этот патент? Чтобы использовать его в бизнесе? Получать прибыль от продажи лицензий? Поэтому многие останавливаются на стадии получения патента», – отметила Елена Богданова, декан факультета Институт международного бизнеса и права Университета ИТМО (ИМБИП).
Стратегия в области интеллектуальной собственности
Если изобретатель хочет вывести свою изобретение на рынок, ему важно разработать так называемую стратегию в области интеллектуальной собственности. Это предварительный анализ и выбор методов, с помощью которых будет проводиться защита интеллектуальной собственности (ИС).
«Стратегия должна включать в себя рассмотрение объектов ИС в разрезе полного жизненного цикла: создание, получение охранного статуса ИС, ее использование в виде изготовления продукции, в виде продажи прав на ИС, защита этих прав в случае их нарушения, их учет в виде нематериального актива и окончание прав, – отмечает вице-президент РОО «Петербургская коллегия патентных поверенных», главный консультант программы «Патентоведение» ИМБИП Станислав Александров. – Когда предприятие создает инновационный продукт, у него могут быть разные способы его защиты. Например, патентование. Может быть и другой подход – например, введение в отношении разработки режима конфиденциальности. Все зависит от целей компании».
Если предприятие разработало инновационную технологию в ракетостроении, продолжает эксперт, им может быть выгоднее ввести в отношении нее режим конфиденциальности. Ведь патентование подразумевает полное раскрытие информации об объекте ИС. А значит, ее смогут скопировать конкуренты, изготавливающие тот же продукт. А попасть на закрытое ракетостроительное предприятие конкурента и проверить, не используют ли они запатентованные технологии, не так-то просто.
«Бывает и режим так называемых открытых инноваций. Он актуален для продуктов, информация о которых должна быть как можно скорее донесена до потребителей. Тогда данные об инновации раскрываются во всех открытых источниках. Это актуально для товаров, покупка которых может вызвать сомнение у покупателя, и ему нужно знать исчерпывающие сведения о нем. Конечно, так предприятие сразу раскроет свою разработку конкурентам. Но у компании будет запас времени: пока конкуренты скопируют технологию, она “снимет сливки”. А последователи через год-два только расширят рынок для этого товара новой рекламой», – привел примеры Станислав Александров.
Анализ стратегии в области интеллектуальной собственности должен выполняться подготовленными специалистами, обладающими знаниями в области законодательства и маркетинга. В крупных компаниях этим занимаются целые отделы.
Патентная разведка
Однако, прежде чем заявлять о своем праве на ИС и выводить продукт на рынок, необходимо провести патентную разведку по открытым базам данных, например, Роспатента. Это страховка от судебного иска, так как изобретение может оказаться уже запатентованным. Либо основа разработки может быть запатентована, и, чтобы пользоваться ею, необходимо приобрести лицензию на существующий патент.
«Например, вы хотите открыть бизнес по лазерной гравировке стекла и предлагаете своим заказчикам выбрать эскизы изображений, которые взяли где-нибудь в Интернете. Вы можете и не знать, что права на эти изображения можно использовать только по договору с автором-правообладателем. Многие стартапы закрываются из-за таких ошибок», – прокомментировала Елена Богданова.
Та же ситуация и с научными исследованиями. Патентная разведка может помочь ученому понять, какие сейчас существуют технологии, новинки, какие исследовательские центры чем занимаются и какую могут оказать помощь. В патентных базах есть самое полное описание объектов ИС. Ни в одном научном журнале нет таких исчерпывающих характеристик инновационной разработки, считает Станислав Александров.
Если у разработчика есть действительно оригинальная идея и принято решение о ее патентовании, то лучше не медлить. Если ваш конкурент пришел к схожему открытию, патент получит тот, кто первым отправит заявку, – это общемировая практика.
«Стоит помнить, что инновация только тогда становится инновацией, когда на нее оформлены документы по ИС. Иными словами, когда проверены все базы по ИС и доказано, что представленные технология, формула или решение действительно новые и оригинальные», – подчеркнула декан ИМБИП.
Узнать больше о патентовании и коммерциализации инноваций
Если разработчик не владеет инструментами в области ИС, то все вложения, которые он сделал в свое изобретение, могут оказаться бесполезными.
«Если молодой разработчик хочет быть востребованным на рынке, ему нужно обратить внимание на пласт знаний в области патентования. Программа развития России до 2020 года ставит одной из целей формирование научно-технических платформ, где основная точка роста находится в сфере ИС. Это новые производства, новая продукция, люди, которые создают инновации. Наша задача – как раз помогать разработчикам понять, где может быть использована их идея, находить стыковки между бизнесом и изобретателями, а также объяснять, зачем нужно патентование и как с ним правильно работать», – отмечает Елена Богданова.
Институт международного бизнеса и права является Опорной организацией Роспатента в СЗФО и базовым Центром поддержки технологий и инноваций РФ (ЦПТИ). Основная деятельность опорной организации и ЦПТИ – это проведение мероприятий для развития института патентования. Так, в ИМБИП в рамках «Дней интеллектуальной собственности в СЗФО» проводится конкурс «Школьный патент», конкурс студентов и аспирантов «Промышленная интеллектуальная собственность и нематериальные активы России» и международный конкурс «За вклад в развитие интеллектуальной собственности». В текущем году на базе института впервые открывается набор студентов на магистерскую программу «Управление интеллектуальной собственностью». Также на факультете ИМБИП открыт курс дополнительного образования «Патентоведение» для специалистов и бакалавров последних лет обучения. ИМБИП занимается научно-исследовательскими работами в области патентования по заказу министерств и предприятий.
Кроме того, на базе Опорной организации Роспатента в СЗФО проводится до 25 различных мероприятий ежегодно. В том числе организовываются конференции, выставки, форумы, на которых участники обсуждают вопросы изменения законодательства в области ИС, ищут партнеров для своей производственной и научной деятельности.
В ИМБИП могут обратиться предприниматели, которые ищут разработчиков под определенные задачи. В этом случае институт подбирает необходимых исследователей в первую очередь из числа сотрудников Университета ИТМО. Если требуется поиск патентов, то он делается по специальным базам.
За подобную деятельность институт Университета ИТМО в 2015 году был удостоен высшей награды Всемирной организации интеллектуальной собственности – «Золотым знаком». Эта награда означает, что ИМБИП признан лучшим учреждением по развитию института ИС в мире.
«Помимо такой просветительской, проектной, образовательной деятельности мы обеспечиваем процедуры оформления и регистрации заявок, защиты патента. У нас есть электронная подпись, дающая право посылать документы в Москву в Федеральную службу по ИС. У нас есть адвокаты, которые могут выступать в судах, защищать права изобретателей. За поддержкой и помощью к нам могут обращаться из любого региона», – добавила руководитель Опорной организацией Роспатента в СЗФО.
Сотрудники и студенты Университета ИТМО также могут обратиться в ИМБИП в том случае, если объект ИС был разработан вне рамок исполнения госконтракта или служебной деятельности. Так, право на разработку будет принадлежать непосредственно автору. Если же объект ИС создан по госконтракту или в рамках должностных инструкций, то им будет заниматься специальный Отдел интеллектуальной собственности и научно-технической информации вуза. В этом случае право на объект ИС и его коммерческое использование будет принадлежать университету.
«В Санкт-Петербурге, в том числе в Университете ИТМО, достигнут высокий уровень по количеству патентов. Следующий этап работы – это улучшение качества как самих патентов, так и процесса их получения. Чтобы патент не просто был, а защищал именно то, что должен защищать, чтобы он был максимально полезен. От этого будет расти стоимость патентов, их качество и процент их использования в промышленности», – подытожил Станислав Александров.
Редакция новостного портала Университета ИТМО