Университет ИТМО и правительство Петербурга вместе создадут «умную» транспортную систему
Дата публикации: 06.10.2015
Городской комитет по информатизации и связи и Университет ИТМО заключили соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. Документ предусматривает совместную работу по внедрению передовых технологий в городскую инфраструктуру, в том числе развитие новых транспортных решений и систем связи, обмен научными достижениями и реализацию образовательных программ.
Согласно тексту соглашения, в основные направления сотрудничества Университета ИТМО и комитета по информатизации входит организация независимой экспертной деятельности, проведение конференций и семинаров, а также двустороннее содействие в повышении квалификации сотрудников. Главным же направлением является разработка и внедрение передовых телекоммуникационных и информационных технологий в интересах Санкт-Петербурга. Как отмечает профессор кафедры управления государственными информационными системами факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Самуил Горелик, ряд университетских подразделений и организаций работает над различными проектами по созданию систем автоматизированного управления на транспорте, оплаты проезда и информирования пассажиров, а комитет, со своей стороны, обеспечит условия для практического применения результатов этих проектов.
«В следующем году мы планируем завершить проект по созданию транспортной системы нового поколения, которая будет обеспечивать автоматизацию управления грузовых и пассажирских транспортных средств, движущихся по маршрутам, – рассказывает Самуил Горелик. – В крупных городах Европы есть беспилотные такси и автобусы, в Японии готовят беспилотники к Олимпиаде 2020 года, а недавно была новость, что в России такой транспорт хотят создать к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но мы считаем, что в первую очередь необходимо не только создать транспортное средство, которое будет самостоятельно передвигаться, но в целом изменить порядок движения на дороге за счет перехода к расписанию. Учесть порядок движения по маршрутам, его повторяемость и добиться того, чтобы система управления реагировала только на те случаи, которые отличаются от предыдущих, выбиваются из образа. Так мы не просто “догоним” Японию, а в чем-то даже перегоним» (подробнее об «умной» транспортной системе читайте здесь).
По словам эксперта, проверка технологии планируется в ближайшем будущем: уже есть договоренности о запуске пилотных проектов с рядом структур, в том числе с правительством Московской области. Кроме того, «умную» транспортную систему возможно расширить до федерального проекта. За счет использования облачных технологий к платформе можно подключать региональные системы сбора данных с движущихся транспортных средств. Дело стоит за созданием сервисных центров, которые будут устанавливать на транспорт требуемое оборудование и формировать расписание движения.
«Дополнительно наши разработчики предлагают построить новые системы связи, которые учитывают особенности движения транспорта: например, использовать так называемые DSRC-технологии, которые позволяют поддерживать вдоль дороги связь по волновой схеме, где расстояние между дорожными точками составляет до 500 метров, – говорит ученый. – При автоматизации транспорта нужна связь высокой надежности, любое ее прерывание означает аварийную ситуацию. Здесь нужно либо использовать резервный канал связи, либо создавать алгоритмы, по которым транспортные средства “запоминают” предыдущие ситуации, умеют друг с другом общаться и ориентируются в пространстве без обращения к центральному узлу связи».
Самуил Горелик отмечает, что соглашение с комитетом по информатизации и связи включает в себя ряд других направлений взаимодействия: мониторинг статичных объектов с помощью датчиков, установленных на транспорте, работы по развитию электронного правительства, высокоточного геопозиционирования, аналитику больших данных, использование результатов высокопроизводительных вычислений и реализацию совместных образовательных программ для подготовки кадров и повышения их квалификации (интервью с Еленой Будриной, куратором программы повышения квалификации специалистов в области транспорта, читайте здесь).
«Соглашение дает возможность продвигать инновационные концепции и идеи и получать поддержку на городском уровне, и в данном случае специалисты Университета ИТМО выступают не только как разработчики, но и как эксперты. Сотрудничество вуза с комитетом выгодно городу тем, что мы можем давать объективную оценку при проведении конкурсов, тендеров и так далее. В отличие от бизнес-структур, мы не тянем одеяло на себя, а выступаем в роли координаторов, посредников и идеологов, которые определяют научную составляющую концепций», – добавляет Самуил Горелик.
Ранее аналогичное соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве Университет ИТМО заключил с комитетом по транспорту.
Редакция новостного портала Университета ИТМО