Ученые из Университета ИТМО поделились опытом подготовки специалистов-трансфессионалов

Дата публикации: 17.08.2015
Коллектив ученых из Университета ИТМО подготовил статью об особенностях подготовки специалистов в области вычислительной науки (computational science). Работа принята к публикации в специальном выпуске Journal of Computational Science, препринт доступен на портале ScienceDirect.

Исследование опирается на опыт формирования совместных образовательных программ в области вычислительной науки, которые Университет ИТМО реализует совместно с Амстердамским университетом. Таких программ в петербургском вузе в данный момент три: «Суперкомпьютерные технологии в междисциплинарных исследованиях», «Суперкомпьютерные технологии в исследовании процессов большого города» и «Экстренные вычисления и обработка сверхбольших объемов данных». Ожидается, что выпускники таких программ будут не только обладать базовым набором знаний и навыков, но и научатся разбираться в приоритетных для них областях.

«В соответствии с государственными образовательными стандартами у нас есть компетентностная модель выпускника, – рассказывает преподаватель кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО Анна Билятдинова. – Это не просто список знаний и умений. Ведь как было раньше: после первого семестра ты должен знать такой-то язык программирования, если не знаешь, ты отчислен. Вместо этого мы показываем, что есть разные предметные области, и в зависимости от задач, которые студент собирается решать, он может сам выбрать, что ему изучать. Мы стимулируем выпускника к развитию, творчеству, к познавательной активности».


Данная особенность базируется на самой специфике вычислительной науки: специалисты в области высокопроизводительных вычислений занимаются проблемами разного профиля. Это может быть построение моделей движения транспорта, эвакуации, распространения эпидемий, анализ социальных сетей. Решение комплексных задач предполагает совместную работу представителей разных профессий, и команда может включать программистов, журналистов, социологов и так далее. Поэтому выпускник должен разбираться в незнакомых ему сферах, а составители учебной программы – подготовить для него междисциплинарную образовательную среду.

«Прежде чем начать решать задачу, ее необходимо разобрать. Специалист-предметник, который эту задачу ставит, не всегда может сформулировать ее в тех терминах, которые необходимы для решения. Поэтому молодой ученый должен уметь работать со специалистом-предметником, уметь составить задачу так, чтобы ее поняли и заказчик, и команда, которая будет над этой задачей работать», – объясняет старший научный сотрудник НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО Алексей Духанов


По словам авторов статьи, во многих ведущих зарубежных вузах трансдисциплинарность выражается в разделении предметов на major (основные) и minor (дополнительные). Амстердамский университет предлагает «зонтичную» модель, в которой есть «ядро» и четыре основные дисциплины, которые выпускник может выбрать в качестве специализации. Образовательная модель кафедры высокопроизводительных вычислений представляет некий гибрид, в котором разные дисциплины переплетаются вместе.

«Развитию таких магистерских программ в России мешает оторванность российского образования от мировых достижений после окончания Второй мировой войны, – рассказывает Анна Билятдинова. – Работая с иностранными коллегами, мы видим, что большинство применений высокопроизводительных вычислений у них связаны с простыми вещами, которые делают жизнь человека лучше. В России это направление появилось только в последнее время, та же урбанистика начала развиваться лишь десять лет назад. Мы тоже пытаемся находить решения для повседневных задач, начиная от прогноза автомобильных пробок и заканчивая планированием городов».

 

Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО


Фото: Алексей Бородкин, Ксения Соболева