В Петербурге завершилась Весенняя школа технологических брокеров
Дата публикации: 22.05.2015
19 мая в Петербурге завершился выездной трехдневный образовательно-практический курс, в течение которого 50 молодых представителей университетского сообщества, исследовательских институтов РАН и высокотехнологичных компаний познакомились с разными сторонами работы технологических брокеров, успешными и неудачными стратегиями коммерциализации результатов научных разработок, развили практические навыки в этой сфере.
Школа технологических брокеров (ШТБ) была организована совместно ОАО «РВК», Университетом ИТМО, Европейским университетом в Санкт-Петербурге. Ассоциированным партнером школы выступил Государственный академический университет гуманитарных наук.
«Мы приходим сейчас к новому пониманию формата взаимодействия университетов и индустрии, не столько через структуры, документы и регламенты (что, несомненно, важно), сколько через персоналии, через живую эффективную коммуникацию. Основной объем “претензий” к вузам, поступающий от бизнеса, касается именно рабочего взаимодействия. Университеты зачастую являются для корпораций и компаний “черным ящиком”, – отмечает начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина. – Через содействие формированию рынка профессиональных технологических брокеров, работающих на стыке “университет-индустрия”, способных к управлению изменениями, формированию технологических проектов, соответствующих технологическим ожиданиям, формированию запроса на технологические инновации, созданию прорывной (глубокой) инновации, мы создаем этот формат, систему и платформу для эффективной коммуникации. А интерес партнеров (индустриальных, академических и инфраструктурных) к нашему проекту по разработке и реализации сетевой программы по формированию “класса” техноброкеров при университетах РФ позволяет надеяться на успешную реализацию наших планов».
По словам одного из организаторов школы, профессора Европейского Университета в СПб Ольги Бычковой, Весенняя школа была направлена прежде всего на работу с молодыми учеными из университетского и академического сообществ, заинтересованных в доработке и коммерциализации результатов исследовательских проектов в своих лабораториях и научных центрах.
«Мы видели задачу Школы в формировании целостного образа технологического брокера как одной из возможных карьерных траекторий для аспирантов и молодых ученых, – сообщила Ольга Бычкова. – Также рассчитывали на то, что интенсивный вариант обучения в рамках ШТБ даст возможность пообщаться аспирантам и молодым ученым из различных регионов страны и поспособствует формированию не только сообщества будущих посредников между университетами и промышленностью, но и в целом благоприятной среды для дальнейшего развития отечественной инновационной экосистемы».
Затронутые в рамках Школы темы включали проблемы трансфера технологий в России (Анна Черныш, ЕУСПб), основные принципы работы успешного техноброкера (Игорь Рождественский, бизнес-инкубатор «Ингрия»), преодоление проблемы непонимания разработчиками потребностей клиентов и часто непредсказуемых последствий интерпретации клиентами различных свойств разработанного продукта (Виктор Вахштайн, РАНХиГС, МВШСЭН). Существенную часть программы Школы составил разбор практических кейсов, в частности, опыта продажи российскими командами разработок технологическим гигантам (Иван Дементьев, ГАУГН), опыта работы по продвижению разработок как от лица университета (Сергей Мельченко, Университет ИТМО), так и в формате созданного при университете стартапа (Артур Глейм, ООО «Квантовые коммуникации»), опыта построения собственного бизнеса на основе компетенций технологического брокера (Михаил Лосев, ЗАО «Медико-биологический Союз»). Практические навыки технологического брокера развивались как в работе над питч-выступлениями участников, так и в рамках подготовленной специально для тренинга деловой игры. Помимо прочего, прошли два мастер-класса: по форсайту и составлению дорожных карт (Наталья Луковникова, Университет ИТМО), а также по управлению интеллектуальной собственностью в исследовательских организациях (Наталия Полякова, ОАО «РВК», Анна Костыра, E&Y).
По отзывам участников, одним из наиболее интересных моментов ШТБ стала деловая игра, моделирующая трансфер технологий из университета в корпорации. В ходе игры участники реконструировали работу вузовских научных лабораторий в условиях взаимодействия с крупным бизнесом, выступающим потенциальным заказчиком инновационных решений, и государством. Команды познакомились с разнообразными задачами, стоящими перед ректоратом университета, руководителями лабораторий и их сотрудниками, руководством корпораций, различными чиновниками, и решали возникающие между ними коммуникационные проблемы. Кроме того, игра позволила показать, какую роль технологический брокер может играть в процессе коммерциализации результатов научной деятельности, на каких этапах целесообразно его участие, каким образом он должен вести свою работу.
Состав участников Школы, приехавших из 11 регионов страны, практически поровну делился между молодыми представителями университетского и академического сообщества. Кроме того, ряд участников представлял высокотехнологический бизнес и организации региональной инновационной инфраструктуры. Слушатели Школы планируют в дальнейшем активно распространять идеологию технологического брокерства в России и применять знания, полученные на Школе, в своей деятельности.
Подводя итоги Школы, один из ее организаторов, координатор академических связей РВК Сергей Колесников отметил:
«В нашей стране наблюдается большой дефицит образовательных программ и форматов, нацеленных на “ликбез” для молодых ученых в сфере коммерциализации научных разработок. Существующие молодежные школы для ученых ориентированы главным образом на научную тематику, а возникшие в последние годы в изобилии образовательные инициативы для стартапов, как правило, уже подразумевают наличие у участников собственных проектов, нацеленных на коммерциализацию, и определенных бизнес-компетенций. Между тем, именно критический недостаток знаний и навыков в этой сфере в научных организациях затрудняет трансфер технологий и разработок из науки в индустрию и бизнес. Наша Школа технологических брокеров была призвана восполнить именно этот пробел. То, что по окончании Школы нам поступило сразу несколько предложений повторить ее в том же формате в разных регионах, в том числе на базе индустриальных партнеров, говорит о том, что нами был выбран удачный формат, эффективно способствующий вовлечению академического сообщества в развитие инновационной экосистемы в России».
Школа стала очередным этапом «образовательного» блока проекта по развитию трансфера технологий и формированию класса технологических брокеров в Российской Федерации. Экспертная работа по проекту в целом была продолжена в ходе Санкт-Петербургского IX Международного форума ОТ НАУКИ К БИЗНЕСУ: «Трансфер технологий – новое измерение» на тематической сессии 21 мая 2015 года.
Пресс-служба Университета ИТМО