Ведущие университеты сформировали «Российскую национальную платформу открытого образования»
Дата публикации: 07.04.2015
Российские вузы в составе МГУ, ВШЭ, СПбГУ, Университета ИТМО, МИСиС, МФТИ, СПбПУ и УрФУ образовали некоммерческую организацию для развития онлайн-обучения.
Задачей учрежденной в начале апреля из восьми престижных вузов ассоциации «Российская национальная платформа открытого образования», по мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, станет повышение качества образовательного контента. Использование открытых онлайн-курсов наряду с основными учебными программами будет способствовать этому, а взаимодействие ведущих университетов позволит распространить практику онлайн-обучения во всей системе высшего образования в России.
Предполагается три сценария использования онлайн-курсов в процессе обучения. Студенты профильных вузов смогут проходить курсы в интернете, дополняющие их основные учебные дисциплины. Второй сценарий подразумевает включение онлайн-курса в образовательную программу на усмотрение конкретного университета. И, наконец, свободное онлайн-обучение для тех, кто хочет освоить новые дисциплины самостоятельно, вне учебного процесса. Стоит отметить, что студент может изучать онлайн-курс другого учебного заведения с последующим перезачтением этой дисциплины в своем университете.
В Министерстве образования и науки Российской Федерации считают, что дистанционное образование повысит мобильность студентов и позволит им самостоятельно выбирать направление своего развития. Отдельные онлайн-курсы будут рассчитаны на школьников, что сделает более качественным и среднее образование. В ближайшее время университеты, образовавшие «Российскую национальную платформу открытого образования», займутся подготовкой нормативной базы для учета результатов онлайн-обучения.
«Созданная ассоциация открыта для всех вузов, однако первые два года работы новые университеты не будут присоединяться к ней, – комментирует председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. – Это обусловлено необходимостью стабилизировать организационные моменты, понять, как будет проходить экспертиза внедряемых курсов, как будут распространяться учебные материалы. Сейча главная задача вузов – создать качественный контент по техническому, гуманитарному, социально-экономическому, естественнонаучному и другим тематическим блокам. Университет ИТМО, в частности, будет разрабатывать интернет-курсы по информационным технологиям, физике и математике. Изначально весь контент будет русскоязычным, но в планах создавать курсы и на английском языке, чтобы не уступать таким образовательным платформам, как Coursera и edX. Сроки реализации сжатые, но я не сомневаюсь в успехе: вузы в ассоциации не только являются лидерами российского образования, но и имеют опыт в создании собственных онлайн-курсов».
Создание «Российской национальной платформы открытого образования» стало одним из первых мероприятий после формирования Совета по открытому образованию при министерстве в конце минувшего года. В его состав вошли ректоры ведущих российских вузов и эксперты в сфере онлайн-обучения. В первом заседании совета приняли участие директор Центра дистанционного обучения Университета ИТМО (ЦДО) Андрей Лямин и руководитель лаборатории технологий мультимедиа ЦДО Дмитрий Копылов. На базе центра уже больше года функционирует площадка ITMOcourses, где ведется онлайн-обучение по «Теории графов», «Робототехнике», «Линейным электрическим цепям», «Созданию веб-интерфейсов» и другим дисциплинам.
«Некоторые курсы, уже разработанные командой ITMOcourses, будут без изменений либо с незначительными правками функционировать и в рамках нового проекта, – уточняет Дмитрий Копылов. – Доработка будет заключаться в том, чтобы они могли без всякой "очной поддержки" заменять традиционные дисциплины бакалавриата. Разумеется, будут и новые программы, которые должны быть подготовлены как с технической, так и с методической точек зрения. Мы будем использовать прогрессивные инструменты электронного обучения: виртуальные лаборатории, компьютерные симуляции и тренажеры. Поскольку обычными тестами вряд ли получится оценить успешное усвоение таких навыков, как, например, "способность проводить моделирование процессов и систем". Требовательное отношение к качеству курсов может сделать развитие онлайн-обучения настоящей революцией в сфере отечественного образования».
Первые онлайн-курсы начнут работать с началом нового учебного года.
Пресс-служба Университета ИТМО