Науке – деньги: студенты ФТМИ помогут коллегам заработать на инновациях
Дата публикации: 12.11.2015
Студенты Университета ИТМО помогут коллегам из научно-исследовательских подразделений вуза коммерциализировать свои разработки. Соответствующая работа ведется в рамках курса «Бизнес-планирование», который преподается на факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ).
Новый способ проверки теоретических знаний «в поле» был предложен студентам-третьекурскникам факультета технологического менеджмента и инноваций, которые обучаются в Университете ИТМО по программе «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». ФТМИ совместно с международной лабораторией «Растворная химия передовых материалов и технологий» объявили конкурс на лучший бизнес-проект по коммерциализации инноваций, над которыми работает научное подразделение. В список прикладных исследований вошли проекты по созданию магнитной жидкости, коллоидного состава для защищенной голографии, технологии цветной печати без использования красителей, неинвазивных биосенсоров самого разного назначения, а также тромболитических препаратов с уникальной наноархитектурой. Позже к проекту присоединились ученые международного научно-исследовательского центра нанофотоники и метаматериалов и предложили студентам еще пять прикладных проектов: технологии беспроводной передачи энергии и передачи изображения со сверхразрешением, метод лазерной печати многофункциональных наночастиц, а также проекты по созданию оптических нанотранзисторов и устройств для улучшения характеристик магнитно-резонансных томографов.
«В рамках занятий по бизнес-планированию мы со студентами третьего курса пытаемся проработать предварительный план коммерциализации этих разработок. По каждой из инноваций научные подразделения предоставили координаторов, у нас также есть договоренности с ментором, директором Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов по развитию Александром Гаврюшенко. Он готов оказать экспертную поддержку и вывести ребят на встречи с инвесторами, когда будет, что им показать, – рассказывает автор курса, ассистент кафедры экономики и стратегического менеджмента ФТМИ Анна Вендик. – Наш курс решает сразу несколько задач. Студенты работают не над какой-то абстрактной темой, а получают реальные навыки и компетенции. Мы пытаемся вывести инновации на рынок и просчитываем возможности коммерческого развития научных результатов. Кроме того, лаборатории тоже в этом заинтересованы: им нужны люди, которые развили бы проект и занимались бы им и дальше, а студенты получают дополнительную возможность трудоустройства».
В первом семестре 2015 года такое составление бизнес-планов ведется в пилотном режиме, и в курс «на лету» вносятся коррективы. К примеру, его решили частично объединить с курсом по исследованию отраслевых рынков, так как студентам было необходимо проанализировать рынок для определения направления коммерциализации. Анна Вендик подчеркивает: плотная взаимная интеграция курсов учебной программы поможет добиться видимых результатов.
«После анализа рынков студентам предстоит продумать стратегию продвижения инновации, чтобы малое инновационное предприятие не просто выживало, но и приносило прибыль. Следующий этап – оценка стоимости производства. Это сложный этап, потому что сегодня многие перспективные разработки не могут его пройти – инвесторы не выделяют средства потому, что сотрудники лабораторий не могут точно сказать, сколько денег им нужно. Этот разрыв существует достаточно давно, такие же проблемы возникают и у выпускников акселераторов. Он связан с тем, что в нашей стране культура бизнеса возникла не так давно, и нужный опыт еще не успел накопиться, – комментирует автор курса по бизнес-планированию. – Именно поэтому я и занимаюсь этим курсом: параллельно с преподаванием я развиваю собственный бизнес, и мне кажется, что студентам нужен такой опыт. Важно получить его, пока учишься, чтобы после выпуска из университета претендовать на более высокие позиции и не тратить время на то, чтобы переучиваться».
Анна Вендик отмечает, что говорить об успешности курса и его возможной масштабируемости на другие программы и формы обучения можно будет в декабре, когда основная работа над бизнес-планами будет завершена, а участники проведут встречи с инвесторами. При составлении новых образовательных программ будет учтен опыт текущего года.
Отметим, что с июля по октябрь в Университете ИТМО также проводилась международная программа повышения квалификации «Коммерциализация инноваций». Более 90 специалистов из России стран СНГ приняли участие в мастер-классах и лекциях, которые были разработаны с учетом лучших мировых практик подготовки специалистов в области управления инновациями. С 2011 года курс входит в основную программу одного из самых престижных в США и мире вузов – Массачусетского технологического института (MIT, Бостон) и уже дважды успешно проводился в Сингапурском технологическом университете. В качестве главных экспертов курса, который проводился в Университете ИТМО, были приглашены преподаватели Массачусетского технологического института (MIT) Юджин Фитцджеральд и Андреас Ванкерл.
Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО